Главная > Трубы > Виды оголовков на трубу дымохода и технология их монтажа

Виды оголовков на трубу дымохода и технология их монтажа

На крышах частных и многоквартирных домов, предприятий, административных зданий видны трубы дымоходов. Оканчиваются они колпаками разных форм, зачастую красивыми, придающими дополнительную эстетику вытяжной конструкции. Оголовок дымовой трубы – функциональный доборный элемент.

Назначение

Дымники выполняют несколько функций:

  • Защищают дымоход от разрушения под действием дождя, снега, ветра.
  • Предохраняют трубу и отопительные котлы от попадания осадков, что может негативно сказываться на их работе.
  • Закрывают канал от птиц, листьев, мусора.
  • Нормализуют давление, служат для усиления тяги, предохраняют от эффекта обратной тяги.
  • Защищают кровлю от искр, что имеет значение для котлов на твёрдом топливе.

Материалы

Материал, из которого сделан оголовок, влияет на долговечность конструкции. Распространены образцы из стали, меди и цинк-титанового сплава:

  • Стальные козырьки для дымоходов самые дешёвые. Но у них недолгий срок эксплуатации. Через 5 – 10 лет этот доборный элемент нужно будет менять. При эксплуатации ТТ-котлов срок службы стальных колпаков ещё меньше (3 – 5 лет). Оцинкованное железо ещё менее долговечно. Оно быстро прогорает. Использование нержавеющей стали продлит жизнь оголовку до 30 лет. Этот материал устойчив к коррозии и высоким температурам. Но цена его выше.
  • Медные колпаки – лидеры качества и эстетичности. Высокая стоимость медных изделий оправдана их долговечностью (от 50 лет). Единственный нюанс – для их монтажа потребуются медные же крепёжные элементы и метизы. С остальными металлами медь будет вступать в реакцию, окисляться, что приведёт к износу оголовка в местах крепления.
  • Цинк-титановые конструкции также хорошо зарекомендовали себя при аналогично высокой цене.

Не так давно на рынке появились доборные элементы кровли из полимеров. Относительно низкая цена таких козырьков себя не оправдала. Полимер недостаточно термостоек, атмосферостоек, к тому же хрупок. Проверенные временем варианты из меди, цинк-титана и нержавейки стоят потраченных на них денег.

Виды оголовков

Колпаки для дымовых труб отличаются разнообразием форм. Существует два основных вида оголовков: простой козырёк (различных конфигураций) и дефлектор.

Обычный оголовок, представляющий собой крышку, закрывающую верх дымохода, защищает систему от мусора и влаги. При правильной установке на 15 -20 % увеличивает полезное действие вентиляционной системы. Бывает он нескольких форм:

  • двускатный;
  • четырёхскатный;
  • вальмовый;
  • зонт;
  • плоский;
  • конусный колпак.

Двускатный и четырёхскатный – самые простые виды колпаков на трубу. Напоминают обычную крышу жилого дома. Хорошо справляются с защитой трубы. Их легко сделать собственноручно.

У вальмового колпака также 4 стороны, 2 из которых треугольные, 2 – трапециевидные. Чаще устанавливается на квадратных и прямоугольных трубах. Обеспечивает хорошую защиту дымохода, облегчает схождение снега.

Плоский оголовок смонтировать проще всего, но он наименее эффективен. Слой снега на его поверхности может деформировать изделие, привести к быстрому выходу из строя мест креплений.Колпаки зонтичный и конусный отличаются только углом наклона ската. На конусном меньше задерживается снег, но свои функции по защите и увеличению тяги выполняют оба. Сделать своими руками такой колпак на дымоходную трубу из листа оцинковки не представляет сложности.

Внимание! Для функционирования оголовка нужно соблюдать несколько правил монтажа. Основное: расстояние между верхним краем дымохода и нижним краем козырька должно быть 10 см. Меньшее расстояние затруднит прохождение отработанных газов и дыма, большее будет способствовать задуванию котла. Расстояние в 10 см проверено временем, менять его не рекомендуется.

Плюсы и минусы искрогасителя

Иногда между дымоходом и колпаком устанавливается искрогаситель. Чаще всего эту функцию выполняет металлическая сетка. Это актуально для котлов, работающих на твёрдом топливе. Кроме защиты кровли и окружающей среды от возможных искр, сетка дополнительно оберегает дымоход от мусора, не позволяет птицам садиться на его край.

Но у сетки-искрогасителя есть минусы. Вместе с дымом выходит водяной пар, как один из элементов продуктов сжигания. Имея высокую температуру, зимой он конденсирует на холодном металле оголовка и сетки, тут же превращаясь в лёд. В результате оледенение искрогасителя мешает дальнейшему выходу дыма. Создаётся обратная тяга. Более того, дым и газы попадают в помещение и могут привести к отравлению. Во избежание этого ячейки сетки должны быть крупными. Но иногда этого недостаточно. Для котлов с высоким КПД установка искрогасителя должна быть полностью исключена.

Виды дефлекторов

Хуже всего простые оголовки работают при потоках воздуха снизу-вверх. Ударяясь в колпак, они отталкиваются и движутся навстречу поднимающимся из трубы потокам дыма. Повышается давление наверху дымохода, опрокидывается тяга. Более эффективными в этом случае являются дефлекторы.

Это конструкции с диффузором, призванные улавливать ветер, рассеивать его потоки и выводить. Тем самым создаётся разряжение внутри дефлектора, которое способствует тому, что потоки горячего воздуха из дымохода устремляются вверх. Некоторую стабилизацию давления на вершине дымохода дают обычные оголовки. Но если они повышают тягу на 15 – 20 % по сравнению с открытой трубой, то диффузоры увеличивают этот процент до 30 – 40 %.

Существует несколько видов дефлекторов:

  • ЦАГИ.
  • Вольперта – Григоровича.
  • Н-образный дефлектор.
  • Ротационный: шаровидный, флюгер.

Центральный Аэрогидродинамический Институт разработал универсальную модель дефлектора. Он состоит из закреплённого на дымоходе кольца и соединённого с ним зонта с экраном цилиндрической формы. Попадающие в конструкцию снизу потоки ветра рассеиваются, ударяясь о крышку зонта и стенки цилиндра, затем выходят через зазоры между ними. Дымоход защищён от осадков и сильного направленного ветра.

Имеет минусы:

  • В безветренную погоду тяга ухудшается.
  • При сильных морозах небольшое расстояние между зонтом и цилиндрическим экраном может покрываться льдом, мешая проходу дыма.

Дефлектор Вольперта-Григоровича выглядит как двухъярусная «юбка». Нижняя его часть – усечённый конус или цилиндр, верхняя – 2 конуса, прямой и обратный. Криволинейная поверхность диффузора эффективна при низких ветрах.

Н-образный дефлектор очертаниями похож на букву Н. Дымовой канал соединяется с поперечной трубой того же диаметра, на обоих концах которой два патрубка, параллельных дымоходу. Ветровые потоки могут попадать только в боковые каналы. Большая их часть тут же уходит вверх, не мешая отработанным продуктам горения. Оставшаяся часть, попадая в поперечный канал, не способна создать серьёзного давления и выводится вместе с дымом. Исключено задымление. Козырька в такой конструкции не требуется, поскольку устье защищено поперечной трубой.

Круглая турбина в безветренную погоду стоит на месте, не препятствуя выходу дыма из её отверстий. Под действием ветра же она вращается, создавая внутри пониженное давление и усиливая тягу.Дефлекторы, имеющие аэродинамические свойства, вращаются вокруг своей оси под действием потоков воздуха. Флюгер или флюгарка защищает устье дымового канала со стороны ветровых потоков, которые вынуждены обходить его, создавая разряжение.

Ротационные дефлекторы обычно устанавливают там, где используют газовое отопительное оборудование. Для котлов на ТТ с высокой температурой дымовых отходов монтировать их не рекомендуется.

Из всего сказанного можно сделать выводы:

  • Если оголовок монтируется на дымовую трубу котла на ТТ, то достаточно будет простого колпака, сделанного из меди, цинк-титана или нержавеющей стали. Сетки лучше не устанавливать в районах с очень морозной зимой во избежание обледенения.
  • Для отопительных котлов на газе допустимы дефлекторы, улучшающие тягу. В районах с частыми ветрами, находящимися на возвышенностях, их восприимчивость к потокам воздуха будет как нельзя кстати.
  • Оголовки на кирпичные трубы дымоходов с боковыми воздуховодами, особенно от оборудования с высоким КПД, желательно делать двускатными или вальмовыми, не закрывающими проход отработанным газам.

Технология установки

Существуют правила, регулирующие высоту дымохода с учётом расстояния до конька крыши. Неправильный расчёт высоты приведёт к снижению тяги и даже к обратному движению, то есть к задымлению помещения. Если на пути воздушных потоков будет стоять коньковый скат крыши, то именно такой эффект и получится.

Технология регламентирует:

  • На плоской кровле высота дымохода должна составлять не менее 0,5 м.
  • На двускатных, четырёхскатных и вальмовых крышах дымовая труба, отстоящая от конька на расстояние до 1,5 м, должна быть выше него на 0,5м.
  • Если от трубы до конька 1,5 – 3 м, то устье дымохода может быть вровень с коньком по горизонтали.
  • Если дымоотводный канал отстоит от конька более чем на 3 м, то угол между ними не должен быть больше 10 градусов.

При желании колпак или дефлектор для трубы дымохода можно изготовить своими руками, если имеется хотя бы минимальный опыт работы с металлом, ножницы по металлу, лист нержавейки, измерительные инструменты (линейка, рулетка). Сначала делается схема и чертёж будущего дефлектора. Заготовки вырезаются из картона или плотной бумаги, затем переносятся на лист нержавеющей стали.

Внимание! При расчёте размеров следует помнить, что верхняя часть оголовка должна быть больше трубы на 10 см, расстояние между трубой и колпаком – 10 см.

Изготовление колпака в виде конуса на трубу дымохода

Порядок действий:

  • Сначала замеряется длина окружности трубы, откладывается на картоне. Чтобы было легко надеть основание на дымоход, добавляется 30 — 40 мм. Полоса такой длины будет служить основанием-хомутом.
  • Радиус трубы замеряется, чертится окружность с припуском 15 мм для выступающих краёв. От центра чертится сектор с дугой около 120 мм. Этот клин вырезается.
  • Края всех отдельных деталей совмещаются, крепятся клёпочным соединением.
  • Ножки для грибка делаются из узких полос стали, сложённых в 2 – 3 слоя для крепости.
  • Опоры крепятся к зонту и хомуту.
  • Места соединений грунтуются, готовое изделие красится антикоррозийной краской.

Изготовление дефлектора Григоровича – Вольперта

Изготавливается по аналогии с конусным колпаком:

  • Делаются два зонтика, соединяются друг с другом краями. В верхнем конусе делаются надрезы по краям для крепления к ним стоек. Диаметр конусов в два раза превышает диаметр трубы дымохода.
  • Дефлектор имеет ширину в 1,5 и высоту в 1,6 диаметра дымового канала. Внешний цилиндр изготавливается аналогично цилиндру диффузора. Свернув заготовки, стыкуют их клёпками.
  • Лапками соединяют зонт с диффузором, всю конструкцию вставляют во внешний цилиндр.

Автор статьи

Оставить комментарий

Наверх
Онлайн консультация
Прикрепите файл