Крупнейшие продуктовые ритейлеры России за первые девять месяцев 2025 года открыли около 5,3 тысячи новых магазинов, что на 30% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитическое агентство Infoline.
При этом общий прирост торговых площадей снизился почти на 10% — это рекордный показатель за последние несколько лет. Эксперты связывают снижение с падением покупательской активности среди россиян и ростом издержек, с которыми сталкиваются торговые сети.
Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров пояснил, что уменьшение прироста площадей увеличивает сроки окупаемости новых объектов. Торговые компании теперь стремятся к оптимизации: они сокращают среднюю площадь новых магазинов и закрывают точки, которые не приносят достаточной прибыли. В среднем площадь торговых объектов уменьшилась на 0,7%.
Вместо масштабного расширения ритейлеры делают ставку на компактные магазины формата «у дома» и дискаунтеры. Кроме того, сети пересматривают стратегии развития, адаптируя их к изменившимся условиям рынка, отмечает партнер NF Group Марина Малахатько.
Сокращение площадей и фокус на более удобные для покупателей форматы позволяет ритейлерам сохранять прибыльность в условиях снижения спроса и роста издержек, подчеркивают эксперты отрасли.