Содержание статьи:
В большинстве регионов России вопрос необходимости оборудования гаража отоплением споров не вызывает – температура воздуха в зимний период даже в южных районах опускается ниже нуля, не говоря уже о севере страны. Поэтому проблему обогрева гаражных боксов обсуждают только в ракурсе экономичности и эффективности того или иного отопительного агрегата применительно к конкретным условиям.

Рассмотрим несколько видов популярных среди автолюбителей обогревателей для отопления индивидуального гаража и сравним их характеристики.
Обоснование обустройства гаража обогревом
Основное назначение гаражного бокса – хранение автомобиля, но у этого помещения множество дополнительных функций, зависящих от интересов владельца и также не относящихся к разряду второстепенных.
Аргументы в пользу оборудования гаража отоплением:
- снижение сырости в периодически протапливаемом зимой помещении – кузов автомобиля меньше коррозирует, бокс можно использовать для хранения утвари и просушки материалов, отделка ограждающих конструкций служит дольше, безопасность электропроводки выше;
- облегчение запуска двигателя в зимний период;
- возможность выполнения ремонтных, профилактических или хозяйственных работ независимо от наружной температуры воздуха.
Важно! Эффективное, экономичное отопление гаража не реально без обустройства его ограждающих конструкций теплоизоляцией.
Что говорит об отоплении гаражных строений Закон
*
Приняв решение оборудовать гараж обогревом, следует сознавать, что не только результат, но и порядок ваших действий должен соответствовать действующему законодательству Р.Ф.
Основным законодательным актом, регламентирующим противопожарные меры в Российской Федерации, сегодня является Постановление Правительства Р.Ф. «О противопожарном режиме» No 390 от 25 апреля 2012 г. (с изменениями от 18.11.2017 г.).

Однако существуют и другие инструкции по противопожарной безопасности, содержащие более подробные требования по предупреждению пожаров в гаражных строениях коллективного и индивидуального пользования, обязательные к исполнению. Например, «Инструкция по ПБ для гаражей» от 2018 г. на 22 страницах.
Если гараж индивидуального пользования, не примыкающий к строениям идентичного назначения, то оборудование его отоплением производится согласно проекта, разработанного проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.
При нахождении же сооружения в составе кооператива обустройство этого помещения обогревом производится после согласования с председателем – в соответствии с имеющейся у него инструкцией о мерах пожаробезопасности, содержащей расчёты и правила для конкретной организации.
Важно! Универсальной инструкции по пожарной безопасности, досконально учитывающей специфику обогрева любого объекта, не существует.
Таким образом, все самостоятельные действия владельцев гаражей по установке и использованию обогревательных приборов производятся ими на свой страх и риск.
Обогреватели на дизельном топливе
*
Солярка – энергоноситель, доступный и по наличию на рынке ГСМ, и по цене. Кроме того, летучесть дизельного топлива ниже, чем у керосина, что делает его более безопасным в бытовом применении. Поэтому в качестве обогревателей для гаража теплогенераторы на солярке стабильно занимают ведущие позиции.
Обобщённое описание группы «дизельные обогреватели» не даст желаемого представления об этих агрегатах, виды которых различаются конструктивно и техническими характеристиками. Из этих соображений рассмотрим по одной модели каждого из видов отопителей на солярке, популярных у владельцев гаражей.

Калориферы на солярке непрямого нагрева отличаются от агрегатов прямого действия тем, что камера сгорания у них изолирована от воздуха отапливаемого помещения, и продукты сгорания дизтоплива при работе устройства выводятся через дымоход наружу.
Эта особенность конструкции особенно важна для гаража – помещения ограниченного объёма, содержание угарного газа в котором при обогреве дизельной пушкой прямого нагрева достигнет опасных значений за считанные минуты.
Дизельная тепловая пушка косвенного нагрева BALLU BHDN-20 серии TUNDRA
Характеристики:
- габариты – 89х67,5х44 см;
- вес (без горючего) – 22,0 кг;
- максимальная мощность тепловыделения — 20 кВт;
- производительность вентилятора – до 500 м3/ч;
- температура подаваемого воздуха – 95о С (при 20о С в помещении);
- КПД – 78-82%;
- максимальная площадь обогрева – 200 м2;
- потребляемое горючее – дизельное топливо;
- усреднённый расход солярки – 1,9 л/ч;
- ёмкость топливного бака – 24 л;
- время непрерывной работы на одной заправке – 15 ч;
- напряжение электропитания – 220-230 В;
- стоимость – 32-37 тыс. руб;
- производитель – Китай.
Достоинства:
- высокий уровень безопасности;
- высокопроизводительный вентилятор;
- зажигание – 2-электродное;
- электронный розжиг мощной искрой;
- высокоточный электронный контроль пламени на основе фотоэлемента;
- долговечные теплообменник и камера сгорания (жаростойкая нержавеющая сталь);
- антикоррозийное и теплостойкое лакокрасочное покрытие корпуса;
- литые резиновые шины колёс.
*
Более полное представление о жидкотопливных тепловых пушках косвенного нагрева поможет видеоролик, демонстрирующий дизельный обогреватель для гаража Aurora TK-55 ID – агрегат, идентичный описанному выше Ballu BHDN-20:
Жидкотопливные обогреватели компании «СоляроГаз»
Линейка отопителей этого производителя представлена пятью основными моделями, различающимися мощностью (1,8 — 2,5 кВт) и незначительно конструктивно (геометрия отражателя, материал изготовления топки).
Габариты этих компактных агрегатов находятся в диапазоне 30-40 см, что не требует много места при размещении и позволяет перевозить калориферы в багажнике любого автомобиля. Обогреватели линейки «СоляроГаз» при скромных размерах позволяют поддерживать комфортный температурный режим в помещениях площадью 20-25 м2, потребляя в среднем всего лишь 0,2 л горючего в час.

Объём топливных бачков отопителей, в зависимости от модели, различен (2,5 – 3,5 л), но в среднем обеспечивает непрерывную работу прибора в течение 10 часов, а в экономичном режиме до 18 часов.
Запуск агрегата производится в следующей последовательности:
- поднять рассекатель с сеткой-излучателем;
- с помощью регулятора открыть подачу горючего;
- поджечь фитиль зажжённой спичкой;
- опустить рассекатель.

*
Достоинства:
- универсальность (два вида используемого горючего);
- функциональность (обогрев и приготовление пищи);
- компактность и малый вес при достаточной мощности;
- экономичность — низкий расход топлива;
- простота использования;
- доступная стоимость (3-5 тыс. руб.).
Недостатки:
- факторы открытого огня, в том числе, необходимость периодического проветривания помещения;
- относительно медленный выход в рабочий режим;
- при использовании солярки выделение запаха при розжиге и выключении.
Важно! Работать с летучими ГСМ в гараже при работающем жидкотопливном инфракрасном обогревателе, а также направлять тепловые лучи горелки непосредственно в сторону горючих материалов, баллонов с газом, газопроводов, электропроводок и др. запрещено.
Газовые теплогенераторы
В качестве оборудования для отопления гаража калориферы на газе несколько уступают в популярности дизельным обогревателям, так как подключение гаражного строения к магистрали с природным газом требует разработки проекта, а использование баллонного пропана или бутана обходится гораздо дороже. Тем не менее, в регионах со средней продолжительностью отопительного сезона газовые обогреватели применяются в гаражных строениях достаточно часто.

Отопители на газе делятся на инфракрасные и конвекционного действия. В обоих видах агрегатов тепло вырабатывается за счёт сжигания газа, но устройства различаются способом передачи тепловой энергии.
В ракурсе удобства использования в гараже рассмотрим образцы компактных агрегатов.
Обогреватель газовый инфракрасного действия BALLU BIGH-3 —
Пример современного энергосберегающего отопительного устройства, обладающего необходимой для гаража функциональностью и эффективностью.
Прибор подключается через редуктор к баллону с пропаном или бутаном и направляется в актуальную зону.
После розжига горелки происходит нагрев керамической панели, являющейся излучателем инфракрасных волн. Инфракрасное излучение нагревает поверхности предметов, расположенных на пути распространения, а затем нагревшийся интерьер отдаёт тепло в воздух помещения.
*
Модель удобна для локального направленного обогрева зон и предметов, что удобно при выполнении ремонта автомобиля в гараже. Кроме того, регулируемая подставка позволяет направить излучение вверх и использовать прибор для подогрева воды или приготовления пищи.
Основные характеристики:
- розжиг – ручной;
- топливо – пропан, бутан;
- мощность тепловыделения – 3 кВт (max);
- обогреваемая площадь – до 30 м2;
- потребление топлива – до 200 мл/ч;
- габариты обогревателя – 22,5х21,5х22,1 см;
- вес в заправленном состоянии – 2,2 кг.
Достоинства модели:
- компактность;
- экономичность;
- высококачественное лакокрасочное покрытие корпуса;
- керамический излучатель класса А защищённого исполнения.
Важно! Продавцы BALLU BIGH-3 представляют нагревательную панель как не подвергающуюся деформациям от контакта с водой, однако степень этой стойкости неопределённа, поэтому в условиях гаража, где практикуется мойка автомобиля, этот ИК-обогреватель не должен контактировать с влагой.
Газовые конвекторы работают по другому принципу – горящий в приборе газ нагревает металлическую пластину-теплообменник, которая, контактируя с воздухом помещения, инициирует образование конвективных потоков. Сгорание газа происходит в изолированном от обогреваемого объёма корпусе агрегата, а продукты горения отводятся наружу через коаксиальный или обычный дымоход.
За счёт отвода продуктов горения на улицу потери тепла при обогреве таким устройством значительны, поэтому теплообменники конвекторов для обеспечения достаточной теплоотдачи выполняются гораздо большей площади, чем нагревательные панели инфракрасных газовых отопителей.

Эксплуатация газовых конвекторов требует значительного расхода газа, поэтому для обогрева гаражей они используются редко. К тому же, эти обогреватели в рабочий режим выходят медленно, а в гараже эффект от работы агрегата должен быть быстрым.
Важно! При оборудовании гаража газовым конвектором с камерой сгорания открытого типа помещение должно быть обеспечено вентиляцией с трёхкратным воздухообменом в течение часа.
Электрические отопители
Для отопления гаража теплогенераторы на электричестве являются наиболее безопасными в эксплуатации. К тому же, подавляющее большинство гаражных строений электрифицированы изначально, и использование электрических обогревателей не требует дополнительных мероприятий — устройства дымохода, вентиляции, решения проблем с топливом и т.п.

При сравнительно непродолжительном пребывании человека в гараже расходы на электроэнергию для обогрева не будут значительными, хоть электричество и не является дешёвым энергоносителем.
В связи с перечисленными факторами, электрообогреватель в гаражном строении – агрегат распространённый.

Отопительное устройство, которое мы выбираем для гаража, должно соответствовать тому, в каком качестве эксплуатируется помещение.
Если режим эксплуатации – получасовые визиты раз в несколько дней, то разумным решением будет приобретение небольшого спирального или ТЭНового устройства с вентилятором. Электрический ИК-обогреватель штативного исполнения будет также эффективен.

Когда гараж используется в качестве полноценной ремонтной мастерской, необходимо рассмотреть более инерционные, но при этом энергосберегающие виды отопительных агрегатов. Рациональным решением является самодельный регистр из стальных труб со врезанным в нижнюю часть ТЭНом, заполненный антифризом или трансформаторным маслом.

Важно! Согласно требованиям техники безопасности при эксплуатации электроприборов, всё электрическое оборудование в гараже должно иметь заземление – на заземляющий контур или через третью жилу на питающем кабеле.
Заключение
В сегодняшнем разнообразии видов отопительного оборудования, предлагаемого отечественными и зарубежными производителями, выбрать обогреватель для гаража не сложно.
Однако, приобретая устройство с привязкой к имеющимся условиям, в первую очередь необходимо ориентироваться на безопасность эксплуатации – выбирать конструкцию с несколькими ступенями защиты и выполнять правила ПБ. Тяжесть последствий легкомысленности в этом направлении непредсказуема, особенно в гаражных кооперативах.
Основная суть статьи
- Возможность отопления гаражного помещения – гарант долгосрочной сохранности автомобиля и хранимой утвари, комфортных условий производства ремонтных работ.
- Обеспечение комфорта в гараже не должно противоречить правилам пожарной безопасности. Использование в гаражах любых самодельных отопителей запрещено.
- Жидкотопливные обогреватели популярны среди владельцев гаражей, но эксплуатация агрегатов даже промышленного изготовления в условиях тесного помещения связана с повышенным риском.
- Газовые отопительные агрегаты в процессе работы почти не оставляют после сгорания вредных веществ, но газ – топливо повышенной опасности. Монтаж, эксплуатация агрегатов на газе требуют проектных расчётов и согласования с разрешительными органами.
- Электрические калориферы – наиболее безопасные для условий гаража устройства, поэтому кажущаяся дороговизна электроэнергии обеспечит экономичность обогрева электричеством в долгосрочной перспективе.